
- Что это такое?
- Что важно знать про закон об обязательном социальном страховании
- Страховые случаи, которые предусматривает закон
- Субъекты страхования, подлежащие под законодательство
- Страховые отношения, которые определяются через закон
- Права и обязанности застрахованных лиц
- Права и обязанности страховщиков
- Права и обязанности страхователей
- Разрешение споров в сфере страхования
- Управление системой страхования
- Устойчивость системы в финансах
- Подсистемы социального страхования
- Страховые случаи соответственно подсистемам
- Страховое обеспечение на основах подсистем
Что это такое?
Соответственно с актами, которые были разработаны под законодательство, в социальном страховании все относится к системе мер организационного. Также сюда можно отнести экономический и правовой характер, который создается государством для наличия возможности компенсировать или же, по возможности, минимизировать последствия негативных изменений в социальном и материальном положениях граждан. Также тех, чей случай подходит по законодательство страны - среди них безработные, беременные, получившие травмы при трудовой деятельности, инвалиды, родившие, потерявшие кормилица, люди пенсионного возраста и лица, которые нуждаются в медицинской помощи или санаторно-курортном лечении, а так же в иных законодательно предусмотренных случаях.
Что важно знать про закон об обязательном социальном страховании
Основными принципами, на базе которых через законодательство делают страховку социального пособия в России, являются:
- устойчивость финансовой системы в обязательном социальном положении, которая достигается путем взаимоотношения взносов в фонд и социальном обеспечении;
- обязательный всеобщий характер социального страхования;
- доступность использования социальных гарантий застрахованными лицами;
- гарантии о соблюдении прав застрахованных граждан, которые разработало законодательство, на минимизацию и компенсацию рисков и исполнении в обязательном порядке вне зависимости от финансового состояния государства;
- через законодательство регулирующая система страхования;
- паритетность участия субъектов социального обеспечения в управляющих органах страховой системы;
- выплаты в обязательном порядке государством взносов в бюджетный фонд по каждому конкретному виду социального пособия;
- ответственность при использовании средств, которые входят в фонд по социальном обеспечении и принадлежат гражданам;
- обеспечение в обязательном порядке общественного контроля и надзора;
- автономность финансовой системы страхования.
Страховые случаи, которые предусматривает закон
Зависимо от типа страхового случая, за которым следует отрицательное изменение в социальном или материальном положении лиц, страхование можно поделить на следующие типы:
- признание гражданина через закон безработным;
- временная нетрудоспособность лица;
- материнство;
- травмы, заболевания и увечья, полученные в результате трудовой деятельности;
- наступление пенсионного возраста;
- потеря кормилица;
- инвалидность лица;
- смерть лица или находящегося на его иждивении нетрудоспособного члена его семьи.
Субъекты страхования, подлежащие под законодательство
К субъектам государственного страхования относятся:
- Страхователи. Через закон ими выступают органы, как исполнительной власти, так и местного самоуправления, организации, которые через федеральный закон в обязательном порядке обязуются выплачивать регулярные взносы в фонд, который открыт в социальном обеспечении;
- Страховщики. Ими считаются некоммерческие учреждения, которые создаются соответственно под федеральный закон, чтобы их посредством, иметь возможность в обязательном праве обеспечивать права застрахованных граждан при условиях доказанных наступлений страховых случаев;
- Застрахованные через законодательство лица. Это граждане РФ, и помимо них - граждане других стран или лица, не имеющие гражданства, которые осуществляют деятельность при обязательном трудовом договоре или в социальном пособии не нуждаются, а так же иные лица, которые подлежат под закон, который законодательство рассматривает в обязательном порядке как закон о страховании без взносов в фонд обеспечения.
Страховые отношения, которые определяются через закон
Отношения по страхованию в обязательном характере складываются между вышеописанными субъектами. Законодательство особо описывает возникновение этого типа отношений. У страхователя, который представлен работодателем, отношения начинаются с того момента, когда он заключает трудовой договор с новым работником; у страхователей других типов - с момента, когда они регистрируются страховщиком, в это же время они возникают и у страховщика. У лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой и иных граждан страховые отношения происходят путем выплат страховых взносов.
Права и обязанности застрахованных лиц
У застрахованных граждан, несомненно, существуют свои обязанности, наряду с их правами. К правам относятся право своевременного получения социального обеспечения при наступлении соответствующего случая, право участвовать в управлении этим видом страхования и на защиту собственных прав. Среди обязанностей - предоставить страховщику пакет документов, основываясь на которых страховщик установит размер страховых взносов в фонд пособия, которые далее лицо обязано выплачивать.
Права и обязанности страховщиков
Закон указывает, что страховщики в обязательном порядке имеют право на проверку документов, предоставленных гражданами, правами для назначения и проведения экспертиз, доказывающих либо опровергающих наступление страхового случая, правом взыскания со страхователей недоимок по взносам в фонд, правами предъявления отсрочек по выплатам ими взносов и иными правами. Обязанности составляются из обеспечения сборов взносов по страховке, своевременным выплатам социального обеспечения, подготовки обоснований тарифов, проведений регистраций страхователей, обеспечения консультаций и иных обязанностей.
Права и обязанности страхователей
Являясь самостоятельными субъектами страховых отношений, страхователи имеют права на участие в управлении страхованием посредством собственных представителей, права на бесплатное получение консультаций и информации касательно вопросов страхования, правом на использование льгот и отсрочек выплат взносов в фонд, а также на защиту собственных прав. В обязанности включены постановка и снятие с учета, а также его страховщиков согласно определенным под законодательство срокам, выплаты взносов в фонд обеспечения, предоставление сведений и документов, необходимых страховщикам, а также в обязательном порядке осуществление выплат обеспечения, соответствующих страховому случаю.
Разрешение споров в сфере страхования
Если в данном вопросе возникают споры, их разрешение проходит в порядке, который установил закон об основах обязательного социального страхования. Страхователем или застрахованным гражданином может быть направлено страховщику заявление в письменном виде касательно спорных вопросов. Страховщик при получении заявления должен рассмотреть его не позднее срока 10 рабочих дней, после чего имеет еще 5 дней для того, чтобы направить заявителю письменное решение по заданному вопросу. Если заявитель не согласен с решением, принятым через закон, продолжение разрешения спора производится посредством вышестоящих органов, либо посредством суда.
Управление системой страхования
Федеральный закон, который разработан особо под законодательство, не только определяет этот вид страхования в качестве системы мер, которые осуществляет государство с целью компенсировать гражданам социальные последствия разного рода в связи с наступлением случаев социального риска, но и подчеркивает необходимость участия государства в управлении системой данного типа страхования. Обязанность участия государства возложена на правительство, которое для её исполнения создает страховщиков, осуществляющих данную деятельность. При этом средства страхования подлежат под законодательство, а страховщики только занимаются оперативным управлением ими. Помимо прав страховщика, профсоюзные организации обладают правом проведения профсоюзного контроля использования средств социального страхования.
Устойчивость системы в финансах
Устойчивость системы социального страхования гарантируется государством. Например, если возникнет нехватка средств, которые выделяет фонд обеспечения в таких случаях, для осуществления выплат, законодательство при разработке проектов под федеральный фонд бюджета следующего финансового года должны быть предусмотрены дотации в объемах, достаточных для обеспечения необходимых выплат в сфере страхования. Вместе с этим государством предусматривается возможность вклада фонд временно независимых финансовых средств социального страхования системы только под обязательство правительства.
Подсистемы социального страхования
Так как в обязательном социальном страховании является системное образование, оно имеет и подсистемы, зависящие от вида страхования, которые закон рассматривает первоначально. Их можно описать следующим образом:
- страхование пенсионеров;
- страхование по материнству/отцовству, детству и случаям временной нетрудоспособности;
- страхование от заболеваний, увечий, травм и несчастных случаев, полученных на производстве;
- социальное страхование по случаю безработицы;
- медицинское обязательное страхование.
Здесь заметно прослеживается соответствие каждой подсистемы определенному социально-страховому принципу, которые описаны ранее.
Страховые случаи соответственно подсистемам
Несложно догадаться, что страховые случаи при социальном страховании распределены между подсистемами. В пенсионную подсистему включены следующие случаи:
- наступление старости (достижение пенсионного возраста);
- инвалидность;
- потеря кормилица;
- наступление смерти пенсионера или находящегося на его иждивении нетрудоспособного члена его семьи.
При подсистеме материнства/отцовства, детства и иных видов временной нетрудоспособности:
- временная нетрудоспособность лица, которая связанная увечьем, травмой, болезнью, а так же материнством (детством, отцовством), смертью застрахованного или находящегося на его иждивении нетрудоспособного члена семьи.
При подсистеме заболеваний, увечий, травм и несчастных случаев, полученных на производстве:
- соответственно получение травм, заболеваний и увечий в процессе производственной деятельности, смерть застрахованного лица либо его иждивенца - нетрудоспособного члена семьи.
Подсистема безработицы требует признания гражданина безработным.
Подсистема медицинского страхования предусматривает необходимость оказания застрахованному гражданину медицинской помощи.
Страховое обеспечение на основах подсистем
В подсистеме пенсионного страхования предусмотрены следующие выплаты:
- трудовая пенсия социального пособия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия при потере кормилица;
- выдача социального пособия в фонд погребения.
В подсистеме временной нетрудоспособности и материнства законодательство утвердило закон о:
- обязательном покрытии выплат по нетрудоспособности;
- выплаты по беременности, а также родам;
- выплаты с месячной периодичностью детского пособие до достижения ребенком полуторагодовалого возраста;
- обязательном покрытии разовых выплат, выплачиваемых женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в фонд медицинского и социального страхования;
- разовые выплаты на основах рождения ребенка;
- фонд в социальном пособии на погребение;
- оплата путевок на санаторно-курортное оздоровление и лечение работников и членов их семей.
При производственных несчастных случаях предусматриваются:
- разовые выплаты и выплаты с месячной периодичностью;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- оплата расходов профессиональной и социальной реабилитации пострадавших граждан.
Законодательство и подсистема социального страхования может предоставить оплату расходов на получение необходимой медицинской помощи.